Версия для слабовидящих
Общая информация
Доступная среда

Доступная среда. УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!

«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб» В.В. Путин

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учётом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью или с ОВЗ, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…». Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Федеральные документы 

Предметно-пространственная развивающая среда

В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей - инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети - инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Предметно - пространственная развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги уделяют огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды, её моделированию, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно - пространственная среда для детей с ОВЗ и детей - инвалидов в нашем детском саду способствует по мере необходимости наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

  1. Принцип развития- взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
  2. Принцип природосообразности воспитания- соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
  3. Принцип психологической комфортности- создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
  4. Принцип взаимодействия- установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
  5. Принцип доверительного сотрудничества- отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
  6. Принцип обучения деятельности- обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
  7. Принцип здоровьесберегающий- забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

В нашем дошкольном образовательном учреждении развивающая предметно-пространственная среда (РППС) имеет подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся (сжимающиеся и расширяющиеся) по объему. Изменение, улучшение и обогащение РППС, является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.

ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

специально оборудованных учебных кабинетов,

 

объектов для проведения практических занятий,

 

библиотек,

 

объектов спорта,

 

средств обучения и воспитания,

 

приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

При поступлении в ДОУ ребенка с ОВЗ или ребенка–инвалида создаются необходимые условия для организации образовательного процесса с детьми–инвалидами, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.

В ДОУ имеется музыкально–физкультурный зал, оснащенный необходимым оборудованием и пособиями для организации совместной деятельности педагогов с воспитанниками, в том числе с детьми с ОВЗ, с детьми–инвалидами по художественно–эстетическому направлению. Также в зале есть все необходимое для проведения физкультурных занятий и физкультурно–оздоровительных мероприятий с воспитанниками.

В группах предметно–пространственная развивающая среда создана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В каждой возрастной группе образовательная среда (центры детской активности) обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную, коммуникативную др. деятельность. Среда групп пополняется современным игровым оборудованием. 

При необходимости развивающая среда ДОУ будет обновляться с учетом потребностей детей с ОВЗ и детей – инвалидов (если таковые будут приняты и будут посещать ДОУ).

Обеспечение доступа в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В ДОУ ведется работа по организации безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Создаются условия без барьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: территория асфальтирована или имеет твердое покрытие; организована зона целевого приема всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья; входная площадка имеет навес; центральный вход оборудован звонком и табличкой со шрифтом Брайля. Доступ в здание людей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется при помощи персонала - при необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ, кроме лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (пандус отсутствует), будет предоставлено сопровождающее лицо (вахтер).

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Организация питания соответствует нормативно – правовым актам, регулирующим порядок оказания данной государственной услуги (5-ти разовое питание).

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В ДОУ создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с действующим СанПиН:

1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями и (или) медицинским работником, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей, по показаниям. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях;

2) раз в неделю медицинский работник проводит осмотр детей. 

Доступ к информационным системам и информационно – телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

На сайте ДОУ имеется версия для слабовидящих. Системы и сети не доступны для воспитанников.

 Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В ДОУ используются электронные образовательные ресурсы. Самостоятельный доступ воспитанников к сети Интернет, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья исключён. Электронные образовательные ресурсы в доступе только для взрослых

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для организации совместной и самостоятельной деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно – исследовательской и пр.) воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: мягкие модули, мягкие маты, «сухой бассейн», массажные мячи, дорожки здоровья», большое количество дидактических игр для развития мелкой моторики т. п.

Информация о наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Общежитие и интернат отсутствуют.

Родителям важно знать! Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида) дошкольное воспитание, а также внешкольное воспитание и образование; среднее общее образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование. Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные образовательные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

ДЕТИ С ОВЗ. Консультация для педагогов.

 

 

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: